Вальдорфская педагогика в Ростове-на-Дону

Вальдорфская педагогика относится к категории авторской педагогики и входит в состав альтернативных методов обучения, допущенных Министерством образования РФ к применению.

Актуальным в современном мире является такой подход в обучении, который воспитывает и поддерживает интерес к познанию, мотивацию к учению на протяжении всей жизни. Это достигается целостностью преподавания, равномерностью, которая позволяет не перегружать детей в начале обучения, а сохранять интерес и вкус к мышлению и знанию.

Вальдорфская педагогика построена таким образом, что в учебном плане на протяжении всех лет обучения сохраняется целостность – мышления, чувства, воля – «голова, сердце, руки» вовлечены в процесс, т.е. наряду со знаниями по академическим предметам, эстетический и практический элементы образования тоже являются равноценно значимыми.

В вальдорфской семейной школе детей обучают тем же предметам, что и в других школах (плюс дополнительные, которые есть только в вальдорфской школе) – отличие состоит, прежде всего, в ином подходе к преподаванию. Все предметы изучаются во взаимосвязи, создается целостный взгляд на мир, весь изучаемый материал приближается к жизни и дополняется практическим применением.

Начальный этап обучения

На начальном этапе все усилия педагогов направлены на развитие эмоций ребенка, его образного мышления, а все преподавание основано на художественном подходе, занятия искусством (живопись, рисование, лепка, музыка, эвритмия, театр, рукоделие) занимают много места в учебном плане семейной вальдорфской школы. Ребенок растет, изменяется, вместе с ним изменяется и форма и содержание обучения, но подход остается принципиальным – целесообразность методов обучения, их соответствие возрасту ребенка, его ритму жизни, потребностям, психологическим особенностям.

Учитывается «жизненный мир» ребенка каждого возраста (физической, эмоциональной, интеллектуальной сферы) то, как он видит и как воспринимает мир. Ребенок в процессе обучения успешно развивает ту деятельность, которую он может освоить на данном этапе своего развития без внутреннего сопротивления организма, что сохраняет его здоровье и не гасит интерес к знаниям.

Понятия дают в такой форме, что они могут расти вместе с ребенком, увеличивают свой объем, наполняются разнообразием. Создаются такие условия обучения, в которых каждый ребенок может развиваться в естественном для него темпе. Образование является гораздо большим, чем просто приобретение знаний, умений, навыков – это также выработка твердой этически-моральной и развитие нравственной основ жизни.

Цель изучения предметов

Целью изучения предметов не сделать из ученика писателя, математика, музыканта, физика, химика – «технаря» или «гуманитария» – а пробудить и воспитать способности, укрепить веру в себя, развить собственную инициативность и внутреннюю ответственность дать широкую палитру опыта, необходимого для реализации жизненных задач.

Можно учить рисовать одним или двумя цветами и создать специалиста узкого профиля, возможно даже замечательного, но ограниченного выбором, а можно предложить целую палитру. И из этой палитры человек сможет выбрать те оттенки, которые необходимы в данной сфере, профессии или жизненной ситуации. Тогда человек всегда будет готов к новым условиям и обстоятельства, будет способен на развитие, изменение и осваивание нового.

Одним из наиболее распространенных предрассудков в отношении семейной вальдорфской школы является представление, что такая школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель, она не готовит к наивысшим достижениям в экзаменационной борьбе, к поединку вопросов и ответов.

Однако если выпускники должны сдавать экзамены, то для них не является проблемой самоорганизоваться, подготовиться и сдать все необходимые тесты, зачеты и экзамены. Прежде всего, в своей творческой работе и в своем понимании явлений они, безусловно, не отстают от других детей с такой же интеллектуальной одаренностью. После испытания техника экзамена всеми снова забывается, а способность самообучаться необходима в течение всей жизни, но о ее наличии не выдают диплом, экзаменом становиться вся жизнь.

Многолетний российский, а также зарубежный опыт показывает, что выпускники вальдорфских школ осознанно выбирают свою специальность и будущую профессию, они зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность.

Одним из основных требований, предъявляемых к современной школе, является обеспечение своим выпускникам самой широкой общей образованности. Образованности, которая будет позволять понимать темп изменений, уметь приспосабливаться к нему и давать возможность в случае необходимости, уже будучи взрослыми, получить новую профессию.

Нигде в мире не нужны доктора математических наук, которые способны лишь использовать изобретенные другими формулы, в такой работе компьютер гораздо успешнее справляется с расчетами, чем человек. Повсюду требуются творчески мыслящие математики, инженеры и химики, способные сами делать новые открытия. И все меньше и меньше на современных производствах требуются работники, выполняющие рутинную работу. Автоматы выполняют эти виды работ дешевле и лучше.

Наряду с широким кругозом, творческим началом и уверенностью в своих силах есть еще одна важнейшая человеческая способность, которой должен обладать современный человек. Это - социальность или умение, оставаясь самим собой, воспринимать людей такими, какие они есть.

Никто из современных учителей и воспитателей не может предвидеть, в какой части света будут жить и работать его ученики, с какими культурами и людьми они столкнутся в будущем. Выработать способность жить и работать с другими людьми независимо от их происхождения, национальности, религиозных убеждений или политических взглядов – высокая и благородная задача.

Главная задача вальдорфской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству. Но к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Вальдорфская система воспитывает будущее здоровое поколение, свободное от привычных, догматичных рамок и суждений, людей которые смогут думать и развиваться, опираться на свои личные точки зрения, обладать большой силой воли и разумом, наполнять радостью и теплом весь мир вокруг себя.


Клуб «Луч солнца»

Записаться на собеседование и узнать все подробности вы можете по телефонам:

Ботя Анна Викторовна - 8 (928) 214-13-05
Свириденко Галина Юрьевна - 8 (906) 184-26-32
Написать письмо - luchsolntsaws@mail.ru


Клуб «Луч солнца» - вальдорфская педагогика и антропософская медицина.  Вальдорфская школа — семейный клуб «Луч солнца» по содействию развития вальдорфской педагогики в формате семейного образования. Семейное образование — это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей.

Основатель антропософии Рудольф Штайнер в своем учении преследует цель исследования мистического и запредельного для человеческого восприятия мира посредством использования науки.

Надо сказать, что антропософия затрагивает не только теософию, религию и образование. Также мы находим ее отражение и в медицине, и даже в сельском хозяйстве и промышленности.