Особенность учебного плана российских вальдорфских школ состоит в построении художественного и культурно-эстетического компонента образования (музыка, изобразительное искусство) на практическом освоении предмета, и рассматривается как особая сфера, в которой естественно для человека, через переживание, может происходить становление личности, построение межличностных отношения и отношения к миру в целом.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающим учебным технологиям, возрастному соответствию содержания и методики преподавания, повышению уровня художественного и культурно-эстетического образования, дифференциации и индивидуализации процесса обучения, широкому применению современных, в т. ч. информационных технологий.
Выполнение санитарно-гигиенических нормативов в связи с выбором нами здоровьесберегающих технологий обучения является не просто обязательным, а основополагающим фактором, который постоянно находится под пристальным вниманием каждого учителя. Именно вальдорфская педагогика, построенная на принципах педоцентризма и природосообразности, дает широкий простор для реализации этого направления.
Природосообразность обучения рассматривается учительским коллективом как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей. Кроме того, определяется мера трудности содержания образования для каждого ученика с учетом темпа его продвижения в освоении знаний, умений и универсальных действий, уровня актуального психического развития и этапа обучения.
Принцип педоцентризма - предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей определенного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников. При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места не только в «детском» мире, но и в школьном коллективе; овладение новыми социальными ролями («я — ученик», «я — школьник») с постепенным расширением его участия во «взрослом» мире. Учитывается также знания и опыт младшего школьника по взаимодействию со сверстниками, другими людьми, со средой обитания, а также уровень осознания свой принадлежности к обществу людей (права, обязанности, социальные роли).
Обязательное использование в течение урока ритмических пауз и физкультминуток, экскурсии и выезды на природу, праздники на открытом воздухе в соответствии с утверждаемым ежегодно календарем, дополнительные занятия танцами способствуют повышению двигательной активности детей и снижению гиподинамии. Объем домашних заданий в начальной школе снижен за счет применения особых способов обучения в классные часы.
Дополнительное образование. Сроки по обучению в сфере дополнительного образования для учащихся и родителей определяются учебными планами и программами Школы от 1 дня (краткосрочные курсы, семинары, консультативные занятия) до нескольких лет (при постоянном или периодическом обучении).
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОЦЕНОК
Особенностью методики, принятой в Вальдорфской школе, является обучение без балльных оценок. В соответствии с гуманистическим характером педагогической концепции школы в начальных и средних классах отсутствует единая и независящая от реальных возможностей учащегося оценочная («отметочная») шкала успеваемости. Вместе с тем достижения каждого ребенка оцениваются индивидуально и качественно, в соответствии с его возможностями и достигнутым уровнем развития. Главным мерилом на этом возрастном этапе является сам ребенок: его сегодняшнее состояние сравнивается с предыдущим; в соответствии с этим и оцениваются происходящие в нем позитивные или негативные изменения. Оценка существует лишь для учителя и используется для промежуточной и годовой аттестации учащихся. Ребенок получает качественную оценку своих знаний в виде письменных реплик учителя, которые он оставляет в тетради практически ежедневно. В начальной школе используется развернутая качественная характеристика развития и обучения школьника по каждому предмету, выдаваемая в конце учебного года родителям по итогам года в виде анализа достижений ребенка и описания трудностей, на которые следует обратить внимание. Наряду с этим используется и текущая качественная оценка результатов обучения и поведения учащегося в устной и письменной форме. В 4-ом, 9-ом, 11-ом классах (наряду с качественной характеристикой) по итогам обучения за последний год и экзаменов по всем предметам выставляются оценки.
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ СТАНДАРТНЫХ УЧЕБНИКОВ
Организована специальная система работы детей с учебными тетрадями, которые для ребенка по окончании учебного года становятся его личными учебниками.
Для образовательной программы школы принципиальной является установка на то, что не учебники, а личность педагога оказывает на детей определяющее образовательное воздействие. Именно он в состоянии оживить и сделать интересным и доступным для детей любой материал. Поэтому школа оставляет за учителем право выбирать подходящий способ подачи материала и его источники. Кроме того, принимая во внимание индивидуальные особенности каждого ученика и класса в целом, а также различные возможности и опыт каждого преподающего в классе педагога, школа ориентирует свой педагогический процесс таким образом, что в каждом конкретном классе учебный процесс обладает рядом индивидуальных и неповторимых черт. Этому не могут способствовать единые для всех стандартизованные учебники. В начальной школе и в ряде предметов средней школы учебник – как основной источник усваиваемого содержания – отсутствует. Его роль выполняют устные рассказы и задания учителя, а также книги для чтения, сборники задач и прочие разнообразные учебно-методические материалы.
Все вышесказанное отнюдь не означает, что установка школы на «обучение без учебников» равнозначна идее «школы без книги». Нередко ученики, особенно начиная со среднего звена, прочитывают и перерабатывают больше текстовой информации, чем это принято при традиционном обучении, центрированном на учебник.
РАБОТА ДЕТЕЙ С УЧЕБНЫМИ ТЕТРАДЯМИ
Значительную часть роли учебника по каждому учебному предмету играет своя учебная тетрадь школьника, методика работы в которой выстраивается во многом нетрадиционно. Эта тетрадь представляет собой результат собственной учебной деятельности ребенка. Красота оформления такой тетради имеет не меньшее значение, чем содержание. Это в полном смысле слова рабочая тетрадь, однако, в отличие от существующих тетрадей на печатной основе, она полностью оформляется и заполняется самим учащимся. В ней по каждой изучаемой теме записывается краткое содержание (конспект составляется в начальной школе педагогом, а по мере продвижения к старшим классам все в большей степени эта работа выполняется самим учеником). Кроме того, учащийся самостоятельно иллюстрирует этот текст. Также в ней содержатся и результаты самостоятельного выполнения ребенком различных заданий по предмету. Так что во многом содержание обучения по предмету действительно может быть прочитано в таких тетрадях. Именно по ним дети готовятся к контрольным работам и овладевают изученным материалом в случае отсутствия по болезни. В последнем случае, конечно же, учитель также дает ребенку соответствующие разъяснения.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЖИВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ
Применяемая в школе идея педагогики «переживания в обучении» (телесное, осязательное, слуховое, визуальное, двигательное) предполагает определенный объем учебных предметов художественного цикла (живописи, лепки, музыки, театра, танца), которые составляют значительный удельный вес в учебном плане как дополнительные индивидуальные и групповые занятия.
Предусмотренное программой обучение ремеслам (рукоделие, работа с деревом, глиной, металлом, «строительство дома» на уровне большой деревянной модели) и сельскохозяйственный труд связывают теоретическое обучение с окружающими жизненными реалиями.
Указанные предметы эстетического и практически-прикладного характера гармонично дополняют развитие мыслительных функций личности эмоционально-волевыми функциями.
СИСТЕМА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Контроль знаний происходит нетрадиционными методами по безоценочной системе. Мы сознательно уходим от жестких дидактогенных методов контроля с целью сохранения здоровья ребенка. С другой стороны, только спокойная плановая работа может обнаружить глубину усвоенного ребенком материала, и только время может проявить их прочность.
Понятие «дидактогении» было введено еще в 30-е годы ХХ века харьковским психиатром К.И. Платоновым. Говоря о дидактогениях, дидактогенных неврозах, обычно подчеркивают, что психотравмирующей является в первую очередь сама система обучения. В современной школе, как правило, деятельность учителя и деятельность ученика имеют очень мало точек соприкосновения, в то время как именно совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Цели учителя и цели ученика изначально расходятся: учитель должен учить, ученик – учится, т. е. воспринимать, слушать, запоминать и т. д. Несмотря на то, что все педагоги знают о необходимости активной позиции учащегося в процессе обучения, на практике этот тезис опускается или понимается слишком узко (например, на уроке учитель дает возможность ученикам высказывать свое мнение по поводу пройденного материала, вступить в конструктивную дискуссию). Многие новации, столь популярные в современной школе, не имеют успеха, по всей видимости, потому, что они не изменяют самой позиции, роли учителя в процессе обучения. Учитель остается в позиции “над” школьниками и, порой не осознавая этого, подавляет инициативу учащихся, их познавательную активность, столь необходимую в учебной деятельности.
Другим мерилом благополучия и успешности работы может служить то, насколько в школе создана благоприятная и комфортная психолого-педагогическая атмосфера, и сформирована у детей высокая мотивация к учебе, выработано положительное отношение к школе в целом.
Контроль при поступлении ребенка в 1-й класс осуществляется силами медико-педагогической комиссии. Отбора детей не происходит, определяется лишь степень их готовности к школе. Текущий контроль осуществляется ежедневно методами наблюдения и проверки тетрадей. Контроль знаний по завершении эпохи осуществляется методами устного опроса, а также самостоятельными работами, подготовленными выступлениями, рефератами, у старших детей – зачетами. В конце учебного года проходит эпоха Повторения, на которой дети занимаются по классно-урочной системе, когда и происходит контроль знаний, усвоенных за год. Результаты промежуточного контроля оформляются в виде письменной характеристики на ребенка, выдаваемой родителям каждый год. В характеристике отражаются все достижения и неудачи ребенка, анализируется его поведение, скорость и особенности усвоения материала. По окончании 4-го, 9-го, 11-го классов дети проходят тестирование по государственным Программам, результаты которого оформляются в виде оценок.
зачетами. В конце учебного года проходит эпоха Повторения, на которой дети занимаются по классно-урочной системе, когда и происходит контроль знаний, усвоенных за год. Результаты промежуточного контроля оформляются в виде письменной характеристики на ребенка, выдаваемой родителям каждый год. В характеристике отражаются все достижения и неудачи ребенка, анализируется его поведение, скорость и особенности усвоения материала. По окончании 4-го, 9-го, 11-го классов дети проходят тестирование по государственным Программам, результаты которого оформляются в виде оценок.
• • •
Настоящие учебные программы вальдорфских школ России составлены с учетом требований федерального компонента государственного стандарта начального, основного (среднего) и общего образования.
Учебные программы приведены в соответствие требованиям государственных образовательных стандартов при максимально возможном сохранении специфики подхода вальдорфских школ к формированию программы обучения и учебных планов.
Программы отрецензированы специалистами ведущих институтов РАО.