ВАЛЬДОРФСКАЯ  ПЕДАГОГИКА ОТНОСИТСЯ К КАТЕГОРИИ АВТОРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ И ВХОДИТ В СОСТАВ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ  МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ К ПРИМЕНЕНИЮ.

Актуальным в современном мире является такой подход в обучении, который  воспитывает и поддерживает интерес к познанию,  мотивацию к  учению на протяжении всей жизни. Это достигается целостностью преподавания, дозированностью, которая позволяет не перегружать детей в начале обучения, а сохранять интерес и вкус к мышлению и знанию.

Вальдорфская педагогика построена таким образом, что в учебном плане на протяжении всех лет обучения сохраняется  целостность – мышления, чувства, воля – «голова, сердце, руки» вовлечены в процесс, т.е. наряду со знаниями по академическим предметам,  эстетический и практический элементы  образования тоже являются равноценно важными.

В вальдорфской школе детей обучают тем же предметам, что и в других школах (плюс дополнительные, которые есть только в вальдорфской школе) – отличие состоит, прежде всего, в ином подходе к преподаванию. Все предметы изучаются во взаимосвязи, создается целостный взгляд на мир, весь изучаемый материал приближается к жизни и дополняется практическим применением.

На начальном этапе обучения все усилия педагогов направлены на развитие   эмоций ребенка, его  образного мышления, а все преподавание основано на художественном  подходе, занятия искусством (живопись, рисование, лепка, музыка, эвритмия, театр, рукоделие)  занимают много места  в учебном плане вальдорфской школы. Ребенок растет, изменяется, вместе с ним  изменяется и форма  и содержание обучения, но подход остается принципиальным – природосообразность методов обучения, их соответствие  возрасту ребенка, его ритму жизни, потребностям,  психологическим особенностям.

Учитывается «жизненный мир» ребенка  каждого возраста (физической, эмоциональной, интеллектуальной сферы)  то,  как он видит и как воспринимает мир. Ребенок в процессе обучения успешно развивает ту деятельность, которую он может  освоить  на данном этапе своего развития без внутреннего сопротивления организма, что сохраняет его здоровье и не гасит интерес к знаниям.

Понятия  дают в такой форме, что они могут расти вместе с ребенком, увеличивают свой объем, наполняются разнообразием. Создаются  такие условия обучения, в которых каждый ребенок может развиваться в естественном для него темпе.  Образование является гораздо большим,  чем просто приобретение знаний, умений, навыков – это также  выработка твердой этически-моральной и развитие  нравственной основ жизни.

Целью изучения предметов не сделать из ученика писателя, математика, музыканта, физика, химика – «технаря» или «гуманитария» – а пробудить и воспитать способности,  укрепить веру в себя, развить собственную инициативность и внутреннюю ответственность дать широкую палитру опыта, необходимого для реализации жизненных задач.

Можно учить рисовать одним или двумя цветами и создать  специалиста узкого профиля, возможно даже замечательного, но ограниченного выбором, а можно предложить целую палитру.  И  из этой палитры человек сможет выбрать  те оттенки, которые необходимы в данной  сфере, профессии или жизненной ситуации. Тогда человек всегда будет готов к новым условиям и обстоятельства, будет способен на  развитие, изменение и осваивание нового.

Одним из наиболее распространенных предрассудков в отношении вальдорфской школы является представление, что такая школа не дает реальных знаний, обеспечивающих ученику возможность дальнейшего поступления в вуз. Причиной такого мнения является то, что вальдорфская школа не декларирует подготовку в вуз как свою главную цель, она не готовит к наивысшим достижениям в экзаменационной борьбе, к поединку вопросов и ответов. Однако если выпускники должны сдавать экзамены, то для них не является  проблемой самоорганизоваться, подготовиться и сдать все необходимые тесты, зачеты и экзамены. Прежде всего, в своей творческой работе и в своем понимании явлений они, безусловно, не отстают от других детей с такой же интеллектуальной одаренностью. После испытания техника экзамена всеми снова забывается, а способность самообучаться необходима в течение всей жизни, но о ее наличии не выдают диплом, экзаменом становиться вся жизнь.

Многолетний  российский, а также зарубежный опыт  показывает, что выпускники вальдорфских школ  осознанно выбирают свою специальность и будущую профессию, они зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность.

Одним из основных требований, предъявляемых к современной школе, является обеспечение своим выпускникам самой широкой общей образованности. Образованности, которая будет позволять понимать темп изменений, уметь приспосабливаться к нему и давать возможность в случае необходимости, уже будучи взрослыми, получить новую профессию.

Нигде в мире не нужны доктора математических наук, которые способны лишь использовать изобретенные другими формулы, в такой работе компьютер гораздо успешнее справляется с расчетами, чем человек. Повсюду требуются творчески мыслящие математики, инженеры и химики, способные сами делать новые открытия. И все меньше и меньше на современных производствах требуются работники, выполняющие рутинную работу. Автоматы выполняют эти виды работ дешевле и лучше.

Наряду с широким образованием, творческим началом и уверенностью в своих силах есть еще одна важнейшая человеческая способность, которой должен обладать современный человек и которую следовало бы воспитывать в годы школьного обучения. Это - социальность или умение, оставаясь самим собой, воспринимать людей такими, какие они есть.

Никто из современных учителей и воспитателей не может предвидеть, в какой части света будут жить и работать его ученики, с какими культурами и людьми они столкнутся в будущем. Выработать способность жить и работать с другими людьми независимо от их происхождения, национальности, религиозных убеждений или политических взглядов – высокая и благородная задача.

Главная задача вальдорфской педагогики видится в том, чтобы сохранить ощущение животворящего дыхания жизни, которое свойственно детству, но, к сожалению, так редко встречается у наших рано взрослеющих детей, чьи родители стремятся как можно раньше и как можно больше "вложить" в голову ребенка.

Вальдорфская система (детский сад-школа) воспитывает будущее здоровое поколение, свободное от привычных, догматичных рамок и суждений, людей которые смогут думать и развиваться, опираться на свои личные точки зрения, обладать большой силой воли и разумом, наполнять радостью и теплом весь мир вокруг себя.